(Сер. XII в.- 19.06.1176, Владимир-на-Клязьме), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176). Десятый сын Киевского и Ростово-Cуздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого. Основные сведения о его биографии сохранились в летописных памятниках XIV-XVII вв. При крещении М. Ю. получил имя, которое было характерно для потомков Киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича. Оно устанавливается благодаря данным синодиков (РГБ. Ф. 304/III. № 25. Л. 9). По-видимому, в раннем детстве вместе с родителями проживал в Суздале, а между 20 марта 1155 и после 15 мая 1157 г.- преимущественно в Киеве. Между осенью 1155 и 15 мая 1157 г., согласно распоряжению отца, рожденные во 2-м браке его младшие дети - М. Ю. и вел. кн. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо после смерти князя должны были получить в управление Суздальское княжество. Вместо этого летом 1157 г. военно-служилая знать Сев.-Вост. Руси присягнула старшему брату М. Ю. вел. кн. св. Андрею Юрьевичу Боголюбскому. В 1161 г. последний изгнал c Суздальской земли некоторых своих младших братьев, включая М. Ю., мачеху и ряд представителей старшей дружины отца (ПСРЛ. Т. 25. С. 72). Вместе они были вынуждены покинуть Русь и переехать в Византию, где старшие братья М. Ю. князья Мстислав (Феодор) и Василько (Василий) Юрьевичи, будучи родственниками имп. Мануила I Комнина, получили во владение ряд городов и земель в Н. Подунавье. Однако в отличие от кн. Всеволода Юрьевича М. Ю. не упоминался в источниках в перечне рус. князей-эмигрантов (Бибиков М. В. Визант. историк Иоанн Киннам о Руси и народах Вост. Европы: Тексты, пер., коммент. М., 1997. С. 56, 67, 139. Примеч. 242; Он же. Byzantinorossica: Свод визант. свидетельств о Руси. М., 2009. Т. 2. С. 479-481; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 520-521). Поэтому можно предполагать, что М. Ю. остался в Юж. Руси и проживал при дворе своего старшего брата переяславского кн. Глеба Юрьевича. В марте 1168 г. они участвовали в крупном военном походе под командованием Киевского кн. Мстислава Изяславича против половцев на левобережье Днепра (вплоть до р. Оскол), к-рый окончился победой русских князей. Вскоре после нового общего сбора в Киеве они отправились к границе со степью, чтобы здесь встретить купцов, шедших на Русь по Греческому и Залозному путям. По-видимому, следствием этих действий стал переход М. Ю. на службу к кн. Мстиславу Изяславичу. От правителя Киева он мог получить в держание одну из волостей в Поросье, где до лета 1167 г. правил кн. Владимир (Димитрий) Мстиславич Матешич.
В янв.-февр. 1169 г. вместе с отрядом ковуев («Бастеевою чадью») М. Ю. должен был отправиться на помощь к новгородскому кн. Роману Мстиславичу. Однако из-за предательства сопровождавших их воинов М. Ю. и участники новгородского посольства были взяты в плен за Межимостьем на пути в Мозырь по приказу смоленских князей Рюрика (Василия) и Давида (Глеба) Ростиславичей, союзников Владимиро-Суздальского кн. св. Андрея Боголюбского (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 544; Т. 25. С. 79). После того как войска блгв. кн. Мстислава Андреевича и рати союзных ему рус. князей захватили Киев, М. Ю. перешел на их сторону. От нового Киевского кн. Глеба Юрьевича (8 марта 1169 - 20 янв. 1171) он получил в управление г. Торческ и волости в Поросье. Т. о. юный князь торческий был вовлечен в оборону границ Юж. Руси от набегов кочевников.
В 1169-1174 гг. М. Ю. неоднократно оборонял земли Ср. Поднепровья от вторжений половцев. Немногочисленным войскам Киевского кн. Глеба Юрьевича и его младшего брата М. Ю. удалось нанести поражение войскам половцев, разорявшим села и волости в Юж. Руси. В 1170/71 г. М. Ю. вновь со своей дружиной и «черными клобуками» разгромил кочевников, захвативших «огромный полон» (ПРСЛ. Т. 1. Стб. 362-363). В 1171 г. в Торческе М. Ю. принял у себя бежавших из Галича от кн. Ярослава Владимировича Осмомысла его жену кнг. Ольгу Юрьевну и своего племянника кн. Владимира Ярославича, к-рые затем уехали к родственникам в Чернигов.
В нач. 1173 г. кн. Андрей Боголюбский пожаловал М. Ю. Киевское княжение. Однако последний, осознав, что военных сил недостаточно, сам в Киев не поехал и отправил туда своего младшего брата Всеволода Юрьевича и племянника Ярополка Ростиславича. Им удалось удерживать власть в городе всего 5 недель, после чего они были изгнаны смоленскими князьями Ростиславичами. После неудачного похода на Киев войск рус. князей под командованием кн. Георгия (Юрия) Андреевича, младшего сына кн. Андрея Юрьевича Боголюбского, положение М. Ю. в Юж. Руси ухудшилось. Он не смог вновь закрепиться в Поросье и был вынужден со своей семьей, младшим братом и племянниками уйти в Чернигов. Здесь в 1174 г. М. Ю. и его родственникам стало известно о гибели в Боголюбове кн. Андрея Боголюбского. Они условились действовать заодно, признавая старейшинство М. Ю. В кон. 1174 г. в Москву из Чернигова приехал М. Ю. Отсюда он направился во Владимир-на-Клязьме, где смог продержаться всего 7 недель. Из-за слабой поддержки ростово-суздальской знати М. Ю. мог опираться на поддержку лишь владимирцев и переяславцев, что было недостаточно для удержания власти. Поэтому ему пришлось покинуть Сев.-Вост. Русь, которая отошла во владение его племянникам князьям Ярополку и Мстиславу Ростиславичам. М. Ю. был вынужден вернуться в Чернигов. Однако к весне 1175 г. ситуация изменилась. Получив в мае 1175 г. приглашение от владимирцев, М. Ю. вместе с братом вел. кн. св. Всеволодом Юрьевичем вновь отправился во Владимир. После победы 15 июня 1175 г. в сражении с племянниками на Белехове поле М. Ю. укрепился на княжении во Владимире, а Переяславль (ныне Переславль-Залесский) был им пожалован младшему брату.
М. Ю. был похоронен в Успенском соборе Владимира-на-Клязьме. Рассказы о военных подвигах М. Ю. и помощи ему Пресв. Богородицы «Десятинной» (от названия древней киевской Богородичной Десятинной церкви) вошли в летописные памятники Сев.-Вост. Руси (Лаврентьевскую и Радзивиловскую летописи, Переславль-Залесский летописец), а позднее - в московские и общерус. летописные своды.
Феврония, жена М. Ю., скончалась 5 авг. 1201 г.; она была похоронена в ц. Пресв. Богородицы в Суздале (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 417; Бережков. 1963. С. 86-87). В браке у них родились дочь, к-рая в 1178 г. вышла замуж за черниговского кн. Владимира Святославича (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 612), и сын кн. Борис Михалкович, с именем к-рого белорусско-литовские летописи связывают строительство укреплений в Городце Радилове на р. Волге.
После кончины М. Ю. для поминания его имя было записано в синодик владимирского Успенского собора, синодики др. соборов и монастырей Владимирской епархии. Этот ранний источник не сохранился, но его древнейшая часть позже была переписана при создании соборных синодиков др. городов Сев.-Вост. Руси, напр. в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня мужском монастыре (основан в 30-х гг. XIV в.) в составе помянника под киноварным заголовком «Вєликые кн(я)зи Владимерские и их кн(я)гини и дети».
В грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам владимирского Успенского собора, которую А. В. Маштафаров датировал 1547 - нач. 50-х гг. XVI в., излагался порядок поминания почивающих во Владимире мощей святителей, вел. князей, княгинь и их детей. Один из ее ныне утраченных списков был известен еще в сер. XIX в. Он хранился во владимирском Успенском соборе. Согласно грамоте, полагалось «правити по государеву указу средния понахиды против того как на Москве по удельных князех». Кроме того, был определен состав духовенства, к-рый должен был принимать участие в службе. В случае отсутствия архимандрита (очевидно, владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря) полагалось, что службу до́лжно было вести «протопопу з братиею и протодьякону, и игуменом, и попом, и дьяконом, всем 84 человеком, больших и средних служить понахиды всем собором туто, где кто лежит» (Виноградов. 1905. С. 52).
Во 2-й трети XVII в. почитание М. Ю. развивалось вслед за канонизацией и распространением почитания его племянника вел. кн. мч. Георгия Всеволодовича (по инициативе Московского патриарха Иосифа 22 янв. 1645 в присутствии царской семьи мощи этого св. князя были перенесены «из придела в соборную церковь Пресвятыя Богородицы и переложены в серебряную раку позлащенну» - Сиренов. 2003. С. 30). В описании Успенского собора 40-х гг. XVII в. погребение М. Ю. («гробница благовернаго князя Михалка, брата князя Андрея Боголюбского») фиксировалось «на левой стране у сторонних дверей», «в головах» у гробницы кнг. Агафии - супруги кн. мч. Георгия Всеволодовича (цит. по: Тимофеева. 2013. С. 108, 112). Над гробницей была сделана надпись (в XIX в., вероятно, скопированная с более старой): «Мощи благоверного великого князя Михаила Георгиевича, преставися лета 6684-е месяца июня 20» (Там же. С. 133; материалы ремонтно-реставрационных работ 1951 г. под рук. А. Д. Варганова).
О М. Ю. также упоминалось в надгробных листах (РГБ. Ф. 178. Музейное собр. № 4288. Л. 615 об., 618 об.; Сиренов. 2003. С. 75, 81). Как установил А. В. Сиренов, этот источник «был составлен в Москве в окружении патр. Иосифа, возможно, книжниками Печатного двора, к церемонии перенесения мощей» вел. кн. Георгия Всеволодовича и во 2-й пол. XVII-XVIII в. неоднократно копировался (см., напр.: БАН. 34.4.27. Л. 1, 24), а также эти надгробные листы были включены, как установил все тот же исследователь, в список 1670 г. «Книги степенной царского родословия» старшего извода Пространной редакции (РГБ. Ф. 178. № 4288), находившейся в кон. XVII в. в составе рукописной б-ки Успенского собора во Владимире (Сиренов. 2003. С. 41).
В 1882 г., во время реставрации во Владимире Успенского собора, были приведены в порядок княжеские гробницы. Белокаменная гробница М. Ю. находится в сев. галерее (аркосолии) собора.
Канонизация М. Ю. совершилась включением его имени в Собор Владимирских святых, установленный в 1982 г. по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова).
Самые ранние изображения М. Ю. находятся на миниатюрах из Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30; см.: Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факс. воспроизв. рукописи; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр. С. 383-388). В рукописи проиллюстрированы победы дружины М. Ю. над разорявшим Владимирскую землю половецким войском (Л. 208-209, 210 об., 211); крестоцелование М. Ю. и Всеволода Юрьевича, Ярополка и Мстислава Ростиславичей на признание старшинства М. Ю. (Л. 217 об.); отъезд М. Ю. из Владимира и проводы его жителями города (Л. 218); столкновение дружин М. Ю. и Мстислава Ростиславича (Л. 219 об.); торжественная встреча жителями и духовенством Владимира князей М. Ю. и Всеволода Юрьевича (Л. 220); посольство суздальцев к М. Ю. (Л. 221); встреча с послами Глеба Ростиславича в Москве, отпевание и погребение М. Ю. (Л. 221 об.).
Исторические события, участником к-рых был М. Ю., более подробно проиллюстрированы в Лаптевском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233). Образ князя включен в состав более 30 миниатюр, большинство из к-рых принадлежит к 2 крупным циклам, посвященным войне с половцами братьев М. Ю. и Глеба Юрьевича и междоусобной брани 70-х гг. XII в., начавшейся после убийства блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского. В сценах «половецкого» цикла М. Ю. изображен безбородым юношей в доспехах: напр., он допрашивает пленных половцев (Л. 279 об.), «возложив упование на Господа Бога и на Пречистую Его Матерь Богородицу», побеждает половецкое войско во главе малочисленного отряда русских воинов (Л. 280, 281). Начиная с миниатюры, иллюстрирующей поставление М. Ю. на Киевское княжение (Л. 290 об.), его стали изображать средовеком с короткой округлой бородой, в княжеских или богатых воинских одеждах. Однако в сценах преставления и погребения М. Ю. вновь показан юношей (Л. 331 об., 332).
Условный портрет М. Ю. помещен в цикле изображений рус. князей на сев. грани сев.-вост. столба в росписи Архангельского собора Московского Кремля (1652-1666; повторяет иконографию предшествующей росписи (1564-1565)). М. Ю.- средовек с тонкими чертами лица, недлинной, раздвоенной на конце бородой, в княжеской одежде (платье, шуба, отороченная мехом шапка), с нимбом (Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 134, 136).
Книжные иллюстрации со сценами из жизни М. Ю. помещались в исторических изданиях XIX в. Сцена торжественного въезда князя во Владимир представлена на литографии П. Иванова по рис. Б. А. Чорикова (Живописный Карамзин, или Русская история в картинах / Изд.: А. Прево. СПб., 1836. Ч. 1. № 48), на рис. В. П. Верещагина из сер. «История государства Российского» 1890 г. В совр. иконописи образ М. Ю. включается в состав изображенных на иконах «Собор Владимирских святых».